Что, где и как рекламировать стр.184

4.8 5 Законодательное и саморегулирование рекламы товаров для детей

Тема «дети и реклама» является одной из самых актуальных при производстве и размещении рекламных объявлений, т. к. с помощью рекламы можно легко манипулировать детским сознанием. Поэтому задача государства — защищать своих несовершеннолетних граждан от негативного рекламного воздействия.

На это направлена ст. 20 Закона «О рекламе» «Защита несовершеннолетних при производстве, размещении и распространении рекламы».

1. При производстве, размещении и распространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их легковерностью и отсутствием опыта не допускаются:

•    дискредитация авторитета родителей и воспитателей, подрыв доверия к ним несовершеннолетних;

•    внушение непосредственно несовершеннолетним, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары;

•    привлечение внимания несовершеннолетних к тому, что обладание теми или иными товарами дает им какое-либо преимущество над другими несовершеннолетними, а также к тому, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект;

•    размещение в рекламе текстовой, визуальной или звуковой информации, показывающих несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях;

•    преуменьшение необходимого уровня навыков использования товара у несовершеннолетних. При этом в случае, если результаты использования товара показаны или описаны, реклама должна давать информацию о том, что реально достижимо для несовершеннолетних той возрастной группы, для которой предназначен товар;

•    создание у несовершеннолетних нереального (искаженного) представления о стоимости (цене) товара для несовершеннолетнего, в частности путем применения слов «только», «всего» и тому подобных, а также путем прямого или косвенного указания на то, что рекламируемый товар доступен для любого семейного бюджета.

2. Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.

С момента принятия Закона камнем преткновения для рекламистов стал п. 2 данной статьи, так как далеко не всегда можно безоговорочно определить, относится ли рекламируемый товар к детским или нет.

В связи с этим в 1996 году Министерство по антимонопольной политике (в то время Государственный антимонопольный комитет) выпустило специальное разъяснение № НФ/3667, в котором говорится, что «общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком, направленность их для потребностей несовершеннолетних».

Впрочем, и эта формулировка не вполне конкретна и оставляет возможности для маневрирования. Тем более что но Семенному кодексу совершеннолетне наступает в 18 лет, а уже в подростковом возрасте количество товаров и услуг, в которых ребенок может испытывать потребность, значительно увеличивается по сравнению, например, с дошкольным возрастом. Так. с 14 лет (после получения паспорта) гражданин может пользоваться банковскими услугами. Тем не менее, попытки использовать образы детей в банковской рекламе МАП пресекает.

Показателен случаи, произошедший весной 2002 года, когда Судостроительный банк проводил к Москве кампанию к наружной рекламе, приуроченную к 7,5-летию банка. На плакатах были детские фотографии руководителей банка с надписью «Нам 7,5 лет».

МАП счел это нарушением Закона «О рекламе» и наложил на банк штраф. Судостроительный банк сделал ответный ход, разместив другие щиты с силуэтами детей и фрагментами постановления МАИ и одновременно обратившись в суд. Но дело проиграл.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒