Что, где и как рекламировать стр.226

Думские выборы 1995 года отличались от предыдущих значительно большим масштабом рекламной активности их участников.

Несмотря на то, что выборы 1993-го наглядно показали неэффективность прямой телевизионной рекламы, па выборах 1995 года большинство партий активно ее использовало, так же как прессу и наружную рекламу.

В то же время КПРФ, набравшая наибольший процент голосов избирателей, обошлась практически без телевизионной рекламы, как и на выборах 1993 года. Впрочем, КПРФ почти не использовала и другие СМИ, сделав станку на личные встречи с избирателями и почтовую рассылку.

Масштабной и напряженной оказалась президентская предвыборная кампания

1996 года. У действующего Президента Бориса Ельцина оказалось 10 соперников, но главным из них был лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Именно с ним велась политическая борьба «не на жизнь, а на смерть».

Кампания перед первым туром выборов проводилась преимущественно на телевидении и в наружной рекламе. По телевидению шла серия роликов «Верю. Люблю. Надеюсь», в «наружке» размещались плакаты под слоганами «Выбирай сердцем» и «Борис Николаевич Ельцин — Президент всех россиян».

В целом в избирательной кампании Ельцина не было ни политики, ни экономики, ни идеологии. Основной упор делался на эмоции и понятные всем идеалы. Последнее было в пику коммунистам, чтобы не дать им возможности монопольно использовать «общечеловеческие» ценности.

Одновременно с рекламной кампанией Бориса Ельцина как кандидата в Президенты проходила масштабная акция «Голосуй или проиграешь», призывавшая молодежь прийти на выборы. В информационно-агитационной кампании были задействованы все СМИ, кроме того, в российских городах проводились концерты с участием «звезд» эстрады.

Обе масштабные, параллельно проходившие президентские рекламные кампании сделали свое дело.

«Изначально шансы Бориса Ельцина были невелики: поданным социологических исследований, проведенных в начале 1996 года, за него было готово проголосовать только около 5 % избирателей. Пять кандидатов, первым из которых был коммунист Геннадий Зюганов, шли впереди Ельцина.

Но уже первый тур выборов показал резкое изменение в настроении избирателей, благодаря чему Борис Ельцин набрал 35% голосов, Геннадий Зюганов — 32%, а занявший 3-е место Александр Лебедь — 15%» (33. С. 208].

Во втором туре рекламная стратегия президентской кампании немного изменилась, она стала более жесткой. Приход к власти Зюганова должен был ассоциироваться с гражданской войной. Поэтому рекламные ролики напоминали о том периоде пашей истории. Чтобы подобного не повторилось, необходимо было защитить демократические ценности. Слоган кампании: «Спаси и сохрани Россию. Голосуй за Ельцина».

Одновременно продолжалась акция «Голосуй или проиграешь». Кандидат в Президенты Борис Ельцин начал политическое турне по российским городам, участвуя в выездных выступлениях вместе с артистами.

Усилия рекламистов и многих других специалистов в избирательных технологиях не пропали даром — Борис Ельцин вновь стал Президентом России. По итогам второго тура он набрал 55% голосов, а Геннадий Зюганов — 40%.

К парламентским выборам 1999 года ситуация изменилась. В политических баталиях стали главенствовать PR-акции, а не прямая реклама. Кроме того, никогда еще в истории думских предвыборных кампаний не было такой войны компроматов. Причем, опять же впервые, «война» шла не против коммунистов, а между «Единством» и блоком «Отечество — Вся Россия» (ОВР).

Всего в думских выборах 1999 года участвовали 28 партий и движений, но в Госдуму прошли шесть из них — КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Союз правых сил», ОВР и «партия власти» «Единство».


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒