Что, где и как рекламировать стр.23

Первая настоящая коммерческая реклама на советском телевидении появилась лишь в 1989 году после приказа Гостелерадио СССР о развитии рекламной деятельности. Среди первых зарубежных телевизионных рекламных роликов можно вспомнить продукцию компании Procter & Gamble и некий турецкий чай, который предлагалось пить «за дружбу и любовь». Среди отечественных новаторов телерекламы были банк МЕНАТЕП, компании «Мале» и «Иннициатива».

В начале 1990-х годов на телеэкран вышли молодые, агрессивные российские финансовые структуры — биржи (например, «Алиса»), банки («Альфа-банк», «Всероссийский биржевой банк», «Инкомбанк», «Империал» и др.), а также венчурные компании. Самой масштабной из них было, конечно, достопамятное АО «МММ» с рекламной сагой про Леню Голубкова сотоварищи. Кроме того, в число ведущих телевизионных рекламодателей 1994 года входили и другие так называемые «финансовые пирамиды» — «Русский дом Селенга», «Русская недвижимость», «Хопёр-инвест», «Гермес», «Телемаркет».

И только с 1995 года картина на российском телевизионном рекламном рынке стала соответствовать мировой — первенствующее положение заняли марки товаров быстрого потребления (fast consuming goods) крупнейших иностранных корпораций.

2.1.3    Структура российского телевидения

В конце XX — начале XXI века в России сформировалась следующая структура телевещания.

Во-первых, вещающие на территории Российской Федерации телеканалы можно разделить по форме собственности на государственные и негосударственные.

К государственным относятся два общенациональных (федеральных) телеканала — «Первый канал» (контрольный пакет акций принадлежит государству, остальные находятся в частной собственности) и «Россия» (РТР), межрегиональный канал «Культура» и ряд региональных телеканалов. Все остальные находятся либо в муниципальной (ТВЦ), либо в частной собственности (НТВ, ТВС, СТС, REN-TV, ТНТ, Муз-ТВ, «MTV-Россия» и многие региональные телеканалы).

Во-вторых, их можно разделить по принципу вещания. В одну группу входят метровые телеканалы, которые имеют широкие ретрансляционные сети, построенные еще в советское время, и вещают практически на всей территории России, — это «Первый канал», «Россия» и НТВ. Вторую группу составляют телевизионные сети, которые вещают в Москве на дециметровых каналах, а охват по стране обеспечивают за счет договоров с региональными телестанциями, принимающими и ретранслирующими телесигнал на своей территории, — это ТВС, ТВЦ, СТС, REN-TV, ТНТ, Муз-ТВ, «MTV-Россия», ACT.

Кроме этих бесплатных телеканалов, в России существует и платное телевидение. В 1991 году было образовано ЗАО «Космос ТВ», начинавшее как оператор, ретранслировавший зарубежные спутниковые телеканалы. Позже «Космос ТВ» стало работать как классическое платное телевидение и в 2000 году транслировало 27 зарубежных и 3 российских канала. В 1996 году начала вещание другая компания, специализирующаяся на платном спутниковом телевидении, — «НТВ-Плюс». Развиваясь быстрыми темпами, компания уже к новому тысячелетию транслировала около 40 телеканалов, из которых семь

— собственные. Этот процесс развития платного телевидения продолжается.

Также существует кабельное телевидение. Например, в Москве один из крупнейших операторов кабельного телевидения и Интернета — ЗАО «КОМКОР-ТВ» — предоставляет своим подписчикам пакет российских телеканалов и каналов стереофонического радиовещания, а также пакеты зарубежных спутниковых телеканалов.

Всего же в России, по данным Национальной ассоциации телевещателей (HAT), «в 1999 году насчитывалось 100 государственных (из них 88 в регионах) и 150 негосударственных телекомпаний; девять телевизионных каналов, принимаемых более чем 50% населения (из них два государственных); в 200 городах России действуют по 10-12 открытых телеканалов» [76. С. 82].


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒