Что, где и как рекламировать стр.244

Закон «О рекламе», вследствие дефиниции собственно понятия рекламы как информации, не регулирует политическую рекламу. Кроме того, он не распространяется на объявления физических лиц, если они не имеют целью извлечение прибыли, т. е. если эти физические лица не являются предпринимателями.

Один из недостатков Закона в отсутствии определения рекламного агентства. Это объясняется тем, что в нем (ст. 2) выделены группы участников правоотношений, которые возникают при производстве и распространении рекламы.

Так, рекламодателями называются юридические или физические лица, которые предоставляют начальную информацию о товаре/услуге для создания рекламы.

Рекламопроизводители (как правило, рекламные агентства, а также в некоторых случаях СМИ или сами рекламодатели) осуществляют полное или частичное доведение информации рекламодателя до вида, когда реклама готова к распространению.

Рекламораспространители — это организации, которые размещают и распространяют рекламу путем предоставления или использования имущества, в том числе технических средств радио- и телевещания. Таким образом, печатное СМИ предоставляет свои бумажные полосы, телеканал — передачи и межпрограммное пространство. (При этом возникает правовая проблема: кто конкретно является распространителем рекламы — телеканал или транслирующий центр?)

Потребители рекламы — те, до кого реклама доведена или может быть доведена. Здесь важно понимать, что, даже если человек не видел рекламы (она на него не воздействовала), его статус потребителя не меняется.

Но что же такое реклама? Согласно Закону реклама — это информация о физических или юридических лицах, товарах, идеях и начинаниях, распространяемая с помощью любых средств. Цель рекламы (рекламной информации) — формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товару или услуге и способствовать реализации товаров (услуг, начинании).

Реклама — это информация, предназначенная для неопределенного круга людей.

Плакат «Брусья». Развлекательный комплекс «Распутин». Фотограф Владимир Архипов (Москва). 2 место в номинации «Путешествия и развлечения» конкурса «Рекламная фотография» 8 ММФР

Последнее положение не должно вводить в заблуждение, т. к., по мнению правового управления Госдумы, «неопределенный круг лиц» является общим понятием и включает в себя «определенный круг лиц». Поэтому представители ДМ-агентств, утверждая, что их деятельность не относится к рекламе, не всегда правы. К сожалению, судебной практикой до настоящего времени не установлены однозначные критерии по данному вопросу.

В английском языке реклама как деятельность (процесс) называется термином advertising. Рекламное объявление — advertisement, т. е. нечто материальное. А в русском языке эти два понятия зачастую обозначают одним словом — реклама. В категориях же Закона реклама — это процесс распространения материального рекламного объявления, рекламной (информации (текста, изображения и т. п.).

Таким образом, в Законе происходит некоторое смешение понятий: процесса распространения рекламы и рекламы как рекламного объявления. Кроме того, на законодательном уровне реклама практически приравнивается к информации, из-за чего при идентификации рекламы часто возникают затруднения.

В основных понятиях Закона «О рекламе» (ст. 2) вводится также определение ненадлежащей рекламы, т. е. запрещенной, нарушающей закон. Ненадлежащая реклама включает пять видов: недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама.

5.4 Общие требования к рекламе

В соответствии с Законом (ст. 5) реклама (и это принципиальное положение) должна быть распознаваема без применения каких-либо специальных знаний или технических средств непосредственно в момент ее представления независимо от ее формы и средств распространения.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒