Что, где и как рекламировать стр.245

В Законе особо отмечено, что использование в изданиях нерекламного характера (а в таковых в соответствии со ст. 12 Закона реклама не должна занимать более 40% объема одного номера) целенаправленного обращения внимания потребителя на какую-либо марку товара или услугу без предварительного сообщения о рекламном характере материала, например, с помощью пометки «на правах рекламы», не допускается.

Это достаточно трудно применимое и сложное положение. Определенная методика отнесения к рекламе того или иного печатного материала, радио- или телепрограммы разработана государственным антимонопольным органом, на который возложен контроль над соблюдением законодательства о рекламе.

Еще одно положение Закона является внутренне противоречивым. СМИ запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

За рубежом крупные СМИ имеют свои этические кодексы журналиста. Редакция, главный редактор или специальный сотрудник определяют, размещаются ли материалы бесплатно или на возмездной основе, делается ли при этом пометка «реклама», либо они проходят как редакционные материалы. При таком подходе, и он правомерен, редакция или главный редактор отделяют важный актуальный материал, соответствующий целям и задачам издания (теле- или радиокомпании), от рекламного материала, находящегося вне редакционных интересов. Серьезное и авторитетное издание — поэтому оно и является таковым — зачастую отказывается публиковать материалы, имеющие рекламный характер.

В России многие издания (теле- и радиокомпании) поступают так же, но, тем не менее, в российских СМИ по-прежнему размещается достаточно много «заказных» материалов.

Реклама в Российской Федерации может быть размещена на русском языке и дополнительно по усмотрению рекламодателей на государственных языках республик и языках народов Российской Федерации. Исключение из этой законодательной нормы делается только для изданий, которые официально зарегистрированы на государственных языках республик и языках народов Российской Федерации, а также на иностранных языках.

Так, по Закону рекламу на английском языке можно размещать, например, в газете Moscow Times, зарегистрированной и издающейся на английском языке. А вот встречающиеся англоязычные объявления в газетах, зарегистрированных на русском языке, незаконны.

Кроме того, использование иностранного языка допускается для зарегистрированных товарных знаков в рекламе товаров и услуг.

Если деятельность рекламодателя подлежит обязательному лицензированию, то в рекламе должен быть указан номер лицензии и наименование органа, выдавшего эту лицензию на сегодняшний день. Это относится, например, к финансовым, страховым, медицинским, туристическим услугам.

Если товар подлежит обязательной сертификации, то в рекламе должна быть сделана пометка «подлежит обязательной сертификации». Эта норма не вполне логична, т. к. сертифицируется не весь товар производителя, а лишь его партия. Поэтому, если в рекламе содержится надпись «товар подлежит обязательной сертификации», то какая-то его партия, возможно, была сертифицирована, а где-то может продаваться и несертифицированная продукция.

В общих требованиях к рекламе отмечено, что она не должна возбуждать панику, побуждать граждан к насилию, агрессии, опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности.

В данной главе мы не говорим о специальных требованиях к рекламе отдельных категорий товаров и услуг, т. к. практически все они изложены в соответствующих параграфах книги.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒