Что, где и как рекламировать стр.247

Простой пример, когда недобросовестный рекламодатель пользуется недостаточным опытом или знаниями потребителя: часть существенной информации о товаре/услуге в рекламе не указывается. А это тоже является введением потребителя в заблуждение.

Недостоверная реклама (ст. 7) связана с определенным несоответствием действительности рекламируемых характеристик товара, таких как: природа, состав, дата и место изготовления, цена, наличие товара на рынке и т. д. Другие признаки недостоверной рекламы — неуказанное гарантийное обязательство, неправомерное использование исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, государственной символики, официального признания, вручения наград и т. п. Кроме того, в рекламе нельзя указывать статистические данные, которые преувеличивают достоинства рекламируемого товара.

Наиболее часто статья 7 нарушается при использовании в рекламных объявлениях слов в превосходной степени: «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и т. д. Ведь чтобы реклама о «самом лучшем товаре» соответствовала закону, рекламодатель должен иметь документальное подтверждение достоверности такого заявления. Антимонопольные органы рекомендуют указывать в рекламе доказательства того, что но какому-то параметру этот товар/услуга превосходит другие. Например, утверждая, что рекламируемый холодильник является «лучшим», следует уточнить, но какой именно характеристике — но энергопотреблению, но температуре холодильной камеры и т. п.

Самая сложная категория ненадлежащей рекламы - неэтичная реклама.

Статья 8 «Неэтичная реклама» запрещает использование в рекламных объявлениях текстовой, зрительной, звуковой информации, нарушающей общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц.

В отличие от других видов ненадлежащей рекламы, список признаков неэтичной рекламы формально и по существу не является исчерпывающим, в том числе и из-за окончания «и иных убеждений физических лиц». Это положение является источником многих проблем.

Например, нет философских убеждений, есть философские воззрения. Политические убеждения могут быть кардинально различны. Так, реклама, содержащая резкий призыв к твердому порядку в экономике, может оскорбить анархиста, и в соответствии с законом такая реклама может быть признана неэтичной.

Кроме того, следует отметить, что в этнически разнородном и многоконфессиональном российском государстве представлено множество национальностей и практически все мировые религии. Уровень толерантности людей разных национальностей и религиозных убеждений к одним и тем же событиям и явлениям существенно различается, поэтому высока вероятность запрета практически любой рекламы.

Неэтичной является также реклама, порочащая объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние.

Например, в одном рекламном объявлении середины 1990-х годов статую «Рабочий и колхозница» представляли как олицетворение сексуальных партнеров, что послужило основанием для разбирательства, т. к. было опорочено всемирно известное произведение искусства,

Список объектов мирового культурного достояния, вероятно, можно найти в ЮНЕСКО. Но не известно, существует ли такой список в России.

Реклама также не должна порочить государственные символы, национальную валюту России или иного государства, религиозные символы, какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность, профессию, товар.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒