Что, где и как рекламировать стр.248

Заведомо ложная реклама (ст. 9) — это реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя.

В статьях о недостоверной и недобросовестной рекламе данное положение раскрыто и детализировано. Наказание за причинившую значительный ущерб ложную рекламу предусмотрено ст. 182 Уголовного кодекса Российской Федерации. На ее изготовителей (исполнителей, продавцов) налагается штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Скрытая реклама (ст. 10) — это реклама, которая оказывает на потребителя неосознаваемое им воздействие путем использования специальных вставок, двойной звукозаписи и иными способами. РК-статьи и иные материалы, содержащие элементы рекламы, к этой категории не относятся.

5.6 Права и обязанности участников рекламной деятельности

В Гражданском кодексе (ГК) Российской Федерации содержится ряд статей (435-445), раскрывающих понятие оферты. Оферта (ст. 435) — это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно точно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

Статья 437 ГК дает определение рекламы как приглашения делать оферты рекламодателю, если иное прямо не указано в предложении. Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (или публичной офертой).

Таким образом, содержащая все существенные условия договора реклама есть публичная оферта (см. 5.8). Существенные условия договора, например, предмет договора, стоимость, время его исполнения и т. д., — это условия, которые определены законодательно для различных видов договоров, а также те условия, которые признали таковыми стороны. Вопрос отнесения (критериев отнесения) условий договора к существенным условиям является одной из проблем применения законодательства о рекламе.

Статья 25 Закона «О рекламе» написана в соответствии с этим разделом ГК. В ней указывается, что последствия признания рекламы приглашением делать оферты, либо публичной офертой, определяются в соответствии с гражданским законодательством. Когда в рекламе сообщается об одном из существенных условий, или в случае публичной оферты, следует указывать срок действия рекламного объявления.

Например, при публикации предложения «продаю автомобили такой-то модели, стоимости и комплектации» согласно Закону следует указывать срок, в течение которого это предложение действительно.

Если рекламодатель уклоняется от заключения договора после получения акцепта в установленном порядке, то лицо, которому адресована публичная оферта, вправе обратиться в суд с требованием о заключении договора и о возмещении убытков.

Закон определяет срок хранения рекламных материалов (ст. 21) рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем одним годом. Эта норма более «мягкая», чем срок исковой давности по гражданскому законодательству, который составляет три года.

Взаимоотношения рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя регулируют ст. 22 и 23. Рекламонроизводитель и рекламораспространитель (ст. 22) вправе требовать, а рекламодатель обязан предоставлять документальное подтверждение в отношении достоверности рекламной информации. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то рекламонроизводитель и рекламораспространитель обязаны требовать и хранить копии документов, подтверждающих, что рекламодатель имеет соответствующую лицензию.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒