Что, где и как рекламировать стр.31

В 1920-е годы стремительно росло число радиостанций. Первоначально они работали на средних волнах (длина 200-3000 м), затем началось быстрое освоение длинных (свыше 3000 м) и коротких (10-200 м) радиоволн» [120].

После войны радио стало главным средством массовой коммуникации. В 1948 году Всесоюзное радио перешло на трехпрограммное вещание. В 1962 году на Всесоюзном радио началось круглосуточное вещание. В том же году была создана радиостанция «Юность», в 1964-м — радиостанция «Маяк».

Наиболее радикальные изменения в радиовещании в России произошли в 1990-х годах с началом проведения социально-экономических реформ. Появление других форм собственности, кроме государственной, способствовало реорганизации государственного телерадиовещания и созданию коммерческих радиостанций.

30 апреля 1990 года в эфир вышла первая коммерческая радиостанция — музыкальное советско-французское радио «Европа плюс Москва». Ее необыкновенный успех проложил впоследствии дорогу всем станциям, выбравшим музыкальный формат.

Рост числа радиостанций шел стремительно, особенно в Москве. Если «в 1990 году в столице действовали три негосударственные радиостанции, в 1991-м — семь, то к 1994 году их количество выросло до 33-х. К началу 1997 года Федеральная служба телевидения и радиовещания Российской Федерации выдала около 500 лицензий на право радиовещания, причем большинство из них получили частные лица» [74. С. 48].

К настоящему времени в России существуют радиостанции самой разной тематической направленности: кроме музыкальных радиостанций на любой вкус (поп-музыка, рок-музыка, джаз и др.), ориентированных на разные возрастные категории слушателей, есть специализированные станции для автолюбителей, женщин, информационно-политические и т. д. При этом многие московские радиостанции вещают и в российских регионах.

2.2.2 Зарождение радиорекламы

Естественно, в первые десятилетия советской власти о рекламе на государственном радио, бывшем главным средством пропаганды, не могло быть и речи. Тем не менее, потребность в оперативном коммерческом информировании населения существовала, и наиболее подходящим средством для этого было радио. Поэтому во второй половине XX века на советском радио появилась реклама в блоках информационных объявлений, которые выходили в утренние и дневные часы. Рекламные объявления, которые заказывали, как правило, промышленные и торговые предприятия, читали дикторы. Настоящая коммерческая реклама впервые появилась в 1990 году на частной радиостанции «Европа плюс Москва».

Но во многих других странах, например, в США, где радио с момента его появления было коммерческим, проникновение в эфир рекламных сообщений было вполне естественным. Однако произошло это не сразу, и радиореклама поначалу столкнулась с серьезным препятствием — негативным общественным мнением.

Первая в Америке коммерческая радиопередача вышла на питтсбургской радиостанции KDKA в 1920 году. Принять ее в то время могло меньше тысячи радиоприемников.

Но уже вскоре в США начался настоящий радиобум. «За полгода, начиная с осени 1921 года, было продано полмиллиона радиоприемников. К 1929 году радио имели две из пяти американских семей, к 1940-му — четыре из пяти. Число лицензированных станций также увеличилось с 30 в конце 1920 года до 576 к началу 1923-го» [69. С. 235].

В течение двух лет радиостанции вещали без рекламы. «Семейный круг — это не общественное место, — предупреждал журнал Printer's Ink в 1922 году, — и рекламе не следует вторгаться гуда, куда ее не приглашали». Но позднее, в том же году нью-йоркская станция WEAF решила рискнуть и продала время рекламодателям. В первой коммерческой радиопередаче рассказывалось о некоей фирме из Лонг-Айленда, торгующей недвижимостью; она заплатила 50 долл. за 10 минут эфира, в течение которых прозвучали несколько объявлений о продаже квартир. Меньше чем через год у станции WEAF было 25 спонсоров» [69. С. 237].


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒