Что, где и как рекламировать стр.59

2.5.2 Российский газетный рынок

Современный российский рынок прессы начал формироваться в 1992 году. Этот год стал рубежным для отечественной прессы. В это время из-за повышения цен на бумагу, издательские и типографские услуги резко упали тиражи. Выпускать газеты миллионными тиражами и распространять их на всей территории страны стало невыгодно. Одновременно происходил передел собственности — редакционные коллективы «брали власть в свои руки». Но не все новые собственники смогли наладить хозяйство в новых условиях. Многие издания не выжили или были вынуждены влачить жалкое существование. Быстрее других адаптировались к ситуации те редакции, которые смогли перестроить свою деятельность таким образом, чтобы гибкая система распространения, прежде всего розница, дополнялась продуманной политикой по привлечению рекламы. Начиная с 1992 года реклама стала существенной составной частью бюджета СМИ.

Однако наряду с этим проявилась и другая тенденция: на месте прежней системы СМИ возникала и крепла новая. Об этом свидетельствует статистика: если в 1950 году в стране выходило всего 23 общенациональных издания, в 1970-м — 28, в 1990-м - 43, то в 2000 году уже 225 [74. С. 26].

С 1993 года начался современный этап развития российской прессы, которая включилась как органичный компонент в систему рыночных отношений. Одновременно начался процесс децентрализации прессы. В советские времена главной была так называемая центральная пресса, газеты и журналы, издававшиеся в Москве многомиллионными тиражами и распространявшиеся по всей территории СССР. А местная пресса — областная, районная, городская — оставалась на вторых ролях. Когда в начале 1990-х центральные издания были вынуждены значительно сократить тиражи — с нескольких миллионов до нескольких сотен (а то и десятков) тысяч экземпляров, — то они практически перестали доходить до регионов. Соответственно, на первый план в регионах вышли местные издания.

Но в середине 1990-х крупнейшие московские издания начали возвращаться в регионы путем строительства сетей региональных филиалов и децентрализованных пунктов печати. При этом региональные выпуски, например, пятничной «Комсомолки-толстушки» или «Аргументов и фактов», отличаются от московских. К полосам, присланным из Москвы, добавляются подборка местных новостей, программа местных телеканалов и местная реклама.

2.5.3 Классификация газет

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Газеты могут быть классифицированы по следующим признакам:    география распространения, периодичность и время выхода, тираж и способ распространения, формат и объем, тематика.

География распространения. По этому типу российские газеты можно разделить на общероссийские (московские издания, распространяющиеся в других российских регионах), региональные (областные и краевые издания, не выходящие за пределы своего региона) и местные (городские, окружные и районные издания, распространяющиеся на ограниченной территории).

Периодичность и время выхода. Большинство российских газет является ежедневными или еженедельными. Ежедневные газеты выходят пять-шесть раз в неделю (со вторника по субботу или с понедельника по субботу) или даже семь дней в неделю.

Еженедельные газеты выходят в определенный день недели — со среды по воскресенье. Иногда это может быть приложение к ежедневным газетам («МК-воскре-сенье» к «Московскому комсомольцу», «Труд-7» к «Труду»),


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒