Психология рекламы" стр.56

Каждый человек хранит собственные кольца воспоминаний. То, что происходило с ним, не растворяется, не исчезает... Оно уходит в глубины подсознания и там живет своей уникальной жизнью, наращиваются целые пласты чувствования, некогда испытанных состояний. Фромм, критикуя Фрейда, предостерегает: иногда память несет конструкции более поздних впечатлений. Это специфическая; архитектура событий, грез, кристаллизации.

У этих «кадров» своя логика. Она не совпадает с обычным рассудком. Нечто кошмарное переплетается с мигом блаженства. Эпизод счастья из какой-то детали всплывает в памяти, как грозное предостережение. Здесь правит бал ее величество Похожесть. Неслучайно Фрейд говорил о методике свободных ассоциаций. Одно тянет за собой другое... Это как в классическом итальянском фильме. Мальчик бежит вдоль забора. Палка в его руках мерно ударяется по деревяшкам. Это образ войны... Потом он станет значимым для всей партитуры фильма.

Реклама часто возвращает нас к далеким временам. Ретро (лат. retro

— стиль в современном искусстве) — воскрешение старых мотивов и сюжетов в музыке, живописи, одежде, кино. Многие пытаются понять, почему в свое время фильмы «Покровские ворота», «Москва слезам не верит» обрели такую немыслимую популярность. Люди рассматривают нелепую скульптуру горниста, и что-то немыслимое проступает в неожиданных очертаниях.

В самом деле, почему телевизионные программы о прошлом «Старая квартира», «Старые песни о главном» и другие — пользуются такой популярностью? Или хотя бы празднества в честь 850-летия Москвы. Опять зазвучали с экрана песни о столице и о войне. Мы слушаем: «И врагу никогда не добиться...» Рождается ощущение, будто в нашу одинокую, опустелую душу ворвалось знакомое, без чего жизнь кажется бессмысленной. Ликование, обретенное душевное спокойствие, готовность перенестись в прошлое. А ведь это были годы войны, террора, геноцида...

Пациент никогда не приходит к психоаналитику с готовым признанием: «Видите ли, со мной был необыкновенный случай, который отравил всю мою жизнь». Люди даже не догадываются, где исток невроза, навязчивых потрясений, счастливых воспоминаний. Психоаналитик изо всех сил помогает пациенту связать забытое в нечто целостное. Передача выполняет психотерапевтическую функцию. Людям предлагают побродить в пространстве бессознательного. Вспомнить, оценить, пережить заново.

Записываю исповедь: «Я поднимаюсь на крышу, чтобы сбросить фугаску, а там парень и девушка целуются...» Жизнь не развивается в одном измерении. Горе и счастье, подвиг и бесчестие, палачество и жертвенность переплетаются. Мы думаем одно, например, что наше поведение мотивировано любовью, привязанностью, чувством долга. Мы не осознаем, что вместо этого оно мотивировано желанием властвовать, мазохизмом, несамостоятельностью. Большинство людей живет в мире самообмана. Но все-таки можно утверждать: человеку свойственно идеализировать воспоминания...

Психологический тип милой Гретхен, не выдержав стремительности XX в., остался в прошлом. Салонные красавицы начала XX века, цепляющиеся за представления об ушедшем этикете, воспринимались уже с иронией и насмешкой новой отечественной интеллигенцией, увлекающейся науками, поэзией и революцией. Мы легче вообразим себе героиню начала века, вспомнив стихи Анны Ахматовой, А. Блока, Н. Г умилева. Н. Берберова (1901—1993) в своих автобиографических воспоминаниях пишет о Зинаиде Гиппиус (1869—1945) как о законодательнице мнений, о безоговорочном критике и судье литературной среды, сравнивает ее с Гертрудой Стайн (1874-1946).


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒