Психология рекламы" стр.75

Под покровом ночи маркиз бежит из Парижа в Италию. И не один, а с молодой женщиной. С собственной свояченицей, недавно вышедшей из монастыря. В Париже бушуют ревнители благочестия, Роятся слухи. Кто-то сообщает, что в саду у маркиза обнаружены человеческие кости. Он, оказывается, не только бичует жертвы, но и выпускает кровь из жил, пока несчастные корчатся в последних конвульсиях.

Живую плоть де Сад приправляет особым способом, готовя к трапезе наслаждения. Это у него в замке исчезают дети. Он — мучитель и отравитель, коварный соблазнитель и душегуб. Хорошо бы заточить извращенца в темницу, но как его поймать? Срочно изготовлено соломенное чучело, абсолютное подобие маркиза. Собирается толпа. Чучело бросают в огонь. Оно корчится в пламени, вызывая у зрителей глубокое наслаждение... Что ни говори, а маркиз разбирался в сладостном таинстве мести.

Правосудие все-таки торжествует. Маркиз пойман и заключен в Бастилию. В Венсенском замке он отбывает долгое наказание. Сидя в темнице, маркиз дает волю своему воображению. Он пишет том за томом, расходуя скудные запасы бумаги. На бумажный свиток наносятся мельчайшие буквы. Кое-что из написанного вполне благопристойно. Надо полагать, маркиз раскаялся и впал в сентиментальность. Пьесы, исторические хроники, письма, повести, и рассказы свидетельствуют о его целомудрии.

Но вот снова слышится свист хлыста. Воображением заключенного завладевают кошмары. Он описывает прихоти любострастия с невиданным пылом. И не просто описывает. Он пытается намекнуть, что не следует гасить пыл души. Пора забыть запреты кровосмешения. Кузина, дочь, мать — не все ли равно. Природа милостива, не надо только противиться ей, гоня искушения прочь...

Пятнадцать лет назад европейский мир почтил память маркиза де Сада. Исполнилось 250 лет со дня его рождения: он появился на свет в 1740 году. Узнали мы кое-что из его жизнеописаний. Более четверти века он провел в тюрьмах и крепостях. Двенадцать лет просидел в Бастилии. За девять дней до ее штурма попал в тюрьму, участвовал во Французской революции. От почетного аристократического титула, естественно, отказался. Свои дни кончил в 1814 г. в сумасшедшем доме...

В завещании маркиз наказывал сжечь его тело и неопубликованные рукописи. Волю его, казалось бы, выполнили. Но спустя некоторое время обнаружилось, что рукописи уцелели: как говорится, они не горят. Сохраненные произведения печатать не разрешили. Но ведь известно: запретный плод сладок. А тут еще наследники маркиза кое-что попридержали. Вот уже и юбилей прошел, а сколько еще не напечатано! Правда, изданного набралось на 30 томов. Но так много еще неизвестного!

Из 15 томов, написанных де Садом в тюрьме, анонимно напечатаны «Философия алькова» и «Жюстина, или Несчастие добродетели». Главный труд маркиза — «120 дней Содома». Сюжет — знатные люди Парижа, в их числе герцог, епископ, банкир и судья, за-I брав своих домочадцев, отправились в путешествие. Прогулка в основном удалась. Поклонники садизма познали все радости запретных наслаждений... Кое-что из подобных увеселений великий Данте разглядел в Аду, а кое-что и там не видывал. Банкир, правда, остался в живых. И по роду профессии подсчитал: 30 человек погибло во время Содома. Оставшиеся в живых им позавидовали...

Парадоксально, но полагают, что возрождение имени де Сада связано с творчеством французского поэта Г. Аполлинера (1880— 1918). Именно Аполлинер, удрученный бесчеловечностью окружающего мира и тоскуя по гуманизму, усмотрел в наследии маркиза вызов господствующей морали. Так или иначе, но есть правда в словах французского философа и писателя А. Камю: «С де Садом начинается современная история и современная трагедия».


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒