Психология рекламы" стр.76

Без психологических протуберанцев садизма вряд ли можно понять этот жестокий век. Без низменных страстей, замешенных на жестокости и крови, нельзя разгадать и современную трагедию человечества. Кстати, несколько лет назад итальянский кинорежиссер Паоло Пазолини поставил фильм «120 дней Содома». Кошмары, описанные де Садом, оказались в известной мере похожими на катастрофы прошлого века. Стоило только одеть монстров маркиза в черные мундиры СС.

Человек без страстей и желаний перестает быть человеком. И добрые и злые поступки могут быть поняты лишь как попытка личности наполнить свою жизнь смыслом. Самый заядлый садист и разрушитель такой же человек, как и святой. Его можно назвать извращенным и дурным, не сумевшим найти ответ на вызов своего человеческого первородства, но — человеком.

Поступки маркиза де Сада и его фантазии казались современникам проявлением извращенной индивидуальности. Мало кто мог предположить, что именем экстравагантного француза потомки назовут особый психологический механизм, когда мучитель получает острое наслаждение от боли жертвы и ее судорог. Но удивительное дело — гонимый или гонимая, оказывается, не всегда заслуживают сочувствия. Они сами хотят, чтобы их терзали. И при этом они тоже испытывают удовольствие. Это извращение, или, как по научному определил его 3. Фрейд, перверсия, стало обозначать в психоанализе различные сексуальные установки. Именно их и использовала массовая реклама.

Бидермейер (нем. Biedermeier, Biedermaier) - стилевое направление в немецком и австрийском искусстве первой половины XIX в., которое отражало как демократизм бюргерской среды, так и ее обывательско-мещанские воззрения и вкусы. Немецкий поэт Л. Эйхродт печатал в одном из мюнхенских изданий стихи, посвященные семье, дому, патриархальным традициям. Он помещал их под псевдонимом Г отлиб Бидермейер. Нет, поэт никого не хотел мистифицировать, он и не помышлял о том, что его выдуманное имя станет обозначением новых ценностных ориентации эпохи.

Не думал он и том, что благодаря ему сложится эталон женской красоты и женственности. Как выглядела воспетая им девушка? Кроткая, благородная, женственная. Созданный поэтом образ благонравной особы в сознании средних слоев населения превратился в воплощение идеала. Более того, стиль «бидермейер» проявил себя в искусстве, литературе и архитектуре.

Бидермейер проник в самые различные социальные слои — от скромных мещан до высших кругов общества. В Г ермании и Австрии он продержался вплоть до середины века — дольше всего. Этому стилю чужда помпезность и пафос ампира. В тоже время он много унаследовал от последнего в формах, принципах построения, в нем воплощены демократические черты классицизма, его лаконизм и простота1.

Архитектурное и декоративное искусство бидермейера перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта. Для живописи характерно тонкое, тщательное изображение интерьера природы, бытовых деталей.

Интерьер бидермейера создает атмосферу семейного мира и покоя. Помещения светлые, просторные, потолки окрашены в белый или серый цвет. Полы деревянные, обычно уложены из очень простого по рисунку паркета, а иногда и просто из досок. Стены окрашены в простые, светлые либо яркие тона, оклеены обоями. Последние чрезвычайно популярны, особенно выдержанные в светлой гамме, в том числе с мелким цветочным узором или в полоску. Все элементы обстановки и декор сосредоточиваются не выше уровня глаз. Непременным украшением служат комнатные растения, цветы, размещенные в горшках, вазах, корзинах. На стенах развешиваются гравюры, акварели, живописные полотна. В отличие от предшествующего времени произведения эти носят миниатюрную форму и помещаются не в тяжелых золотых формах, а окантованы простым багетом. Их могли размещать в несколько рядов.


⇐ назад к прежней странице | | перейти на следующую страницу ⇒