Стимулирование продаж стр.90

Время индивидуальной и коллективной работы устанавливается произвольно (может быть пересмотрено и разнесено на два дня). Во время коллективного обсуждения стенографист или видеозапись должны все фиксировать, предложения сохраняются для анализа.

В отборе идей участвуют клиент, модератор и стенографист. Сначала готовится общий список, затем клиент классифицирует, оценивает и выбирает идеи.

При развитии идей используются цепочки связей, в которых указывается первоначальная идея, развивающие идеи и связи между ними. Цепочка разработки - все задачи и проблемы, связанные с идеей. Среди большой группы могут быть созданы малые рабочие группы, которые дорабатывают отобранные идеи и цепочки для составления проекта работ и примерной сметы. Когда идея разрабатывается до стадии практически возможной реализации, ее считают завершенной и закрывают для обсуждений.

Метод «6x3x5» и другие разновидности «мозгового штурма».

Разновидностью «мозгового штурма» является метод «6x3x5» (шесть человек, три идеи, пять минут). Он может быть использован также в качестве начальной стадии коллективной работы. Предполагается следующая последовательность этапов.

1.    В группе обсуждения 6 участников.

2.    После изложения проблемы каждый получает лист бумаги с записанным на нем сверху основным вопросом (проблемой), который решаем.

3.    В течение 5 минут участник должен написать 3 решения по проблеме и передать лист соседу.

4.    На полученном от другого соседа листе с изложенными идеями в течение 5 минут он должен написать еще 3 идеи (дополнить список) без повторения своих и чужих предложений и т. д.

Через 5 х 6 = 30 минут на каждом листе будет записано 6x3 = 18 идей, всего на 6 листах будут изложены 108 идей. В идеале, читая идеи других участников, член рабочей группы должен вдохновиться для их развития в другие идеи. Данный метод может быть использован при любом количестве участников, количестве высказываемых идей и времени обдумывания, например «5x4x6». Это метод более формализован в плане структурированности и количества идей, но не особенно богат с точки зрения психологического взаимодействия, энтузиазма, коллективной энергии и обмена мнениями.

Интересный метод работы в свое время был предложен компанией General Electric. Он называется «от обратного». Сначала высказываются отрицательные идеи, углубляющие, а не решающие проблему.

Далее анализируются отрицательные и противодействующие положительному решению факторы и выдвигаются идеи, решающие проблему.

В ходе «мозгового штурма» или как самостоятельный метод может применяться парное обсуждение - «метод пинг-понга». Задача каждого участника в том, чтобы подхватить и развить высказанную идею, а затем вернуть ее партнеру, который должен вывести ее на следующий уровень. Получается «идейный пинг-понг» - некоторые идеи улетают под стол, некоторые доводятся до совершенной формы. Если этот метод применяется в «мозговом штурме», он может использоваться после индивидуальном стадии или на завершающей стадии для доведения идеи до практического внедрения.

Препятствующие факторы.

Фактором, наиболее препятствующим «мозговому штурму», является критика. Она действует двояко:

•    заставляет лицо, высказывающее критику, мыслить привычно;

•    мешает другим искать отличающиеся от стандартных идеи решения.

Другими факторами, препятствующими появлению идей, являются:

•    официальность и формальность;

•    поиск «правильных решений»;

•    разъяснения и обоснования;

•    пассивность клиента.

Способствующие факторы.

Успеху в появлении идей способствует прежде всего безопасная и открытая атмосфера. В критической атмосфере практически невозможно заставить людей раскрыться в идеях. При рождении идей всегда стоит вопрос о свободе мысли.

Другими факторами, способствующими успеху в появлении идей, можно считать:

•    активное воображение и желание;

•    развитие, переработка и соединение высказанных идей;

•    поиск аналогов соответствующих проблем и действий и их применение к данным;

•    активность клиента;

•    наличие временного ресурса.


⇐ назад к прежней странице |